Несколько дней назад Градостроительная земельная комиссия во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным одобрила территориальные схемы (ТС) присоединенных территорий. В будущем они лягут в основу плана развития Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) до 2035 года.
О том, что собой представляет этот документ, а также о том, каких результатов удалось достичь в развитии «новой Москвы» за два с половиной года с момента ее образования, корреспонденту «Московской перспективы» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Несколько дней назад были приняты территориальные схемы «новой Москвы». Что это за документ?
– Развитие «новой Москвы» – это масштабный проект с долгосрочной перспективой. Присоединенные территории должны развиваться комплексно, при этом нужно учитывать уже сложившиеся особенности ТиНАО и исходя из этого решить, как проложить новые дороги, где можно построить недвижимость, инфраструктурные объекты. Все это мы увязали в территориальных схемах. Одобренный документ определяет перспективы развития «новой Москвы» до 2025 года с прогнозом до 2035 года. Это полицентричность, сохранение экологического каркаса, приоритет мало- и среднеэтажной застройки, а также развитая транспортная и инженерная инфраструктура.
Какие основные параметры заложены в территориальные схемы «новой Москвы»?
– Схемы территориального планирования ТиНАО предусматривают создание к 2035 году до 1 млн новых рабочих мест, рост населения до 1,5 млн человек и строительство порядка 100 млн кв. метров новых объектов недвижимости различного функционального назначения. Они также определяют транспортный каркас территории, в них заложены параметры развития метро, улично-дорожной сети, железных дорог и линий скоростного трамвая. Даже если какие-то объекты будут строиться через 10–20 лет, в территориальных схемах четко определены коридоры для этих транспортных артерий, а также система инженерного обеспечения.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о развитии метро на присоединенных территориях.
– Уже в начале 2015 года мы планируем открыть две первые станции подземки в «новой Москве»: «Румянцево» и «Саларьево». На новые территории также «тянем» Калининско-Солнцевскую ветку: первая станция, которая появится на ней, – «Рассказовка». Кроме того, сейчас идет проработка проекта строительства новой ветки метро от станции «Улица Новаторов» на Третьем пересадочном контуре до станции «Столбово» в Коммунарке.
А каковы планы по развитию дорожной сети?
– Сейчас протяженность дорог в «новой Москве» составляет 611 километров. Согласно принятым территориальным схемам их протяженность к 2035 году составит более 1135 километров. То есть почти двукратный рост. Два первых значимых для города дорожных объекта уже сданы и открыты для движения транспорта. Это дорога Саларьево – Мамыри, связавшая Киевское шоссе с Калужским, построенная всего за семь месяцев, и Рассказовка – Московский, связывающая Боровское шоссе с Киевским.
Мы приступили к масштабной реконструкции Калужского шоссе – главной транспортной артерии «новой Москвы». Работы разбиты на два этапа. Первый этап – на участке от 20-го до 49-го километра, то есть от МКАД до ЦКАД. Перед нами стоит задача синхронизировать реконструкцию Калужского шоссе со строительством ЦКАД. Это необходимо для того, чтобы обе магистрали могли через несколько лет полноценно функционировать. К 2018 году будет достроена новая трасса от МКАД до аэропорта «Остафьево». Дорога имеет большое значение для «новой Москвы», так как именно она напрямую свяжет МКАД с будущим административно-деловым центром в Коммунарке и даст импульс его развитию. Кроме того, дорога станет дублером Калужского шоссе, что позволит его значительно разгрузить.
Какие районы «новой Москвы» будут наиболее активно застраиваться?
– Всего планируется создать 12 основных точек роста. При этом плотность размещения и застройки будет варьироваться в зависимости удаления от МКАД.
Есть ли интерес со стороны инвесторов к проектам в «новой Москве»?
– Уже полным ходом идет работа по целому ряду объектов. Это строительство бизнес-парка «Румянцево», ТПУ «Саларьево», торгово-логистического центра «Фуд Сити», ЖК «Град Московский», ЖК «Десна», «Солнцево-Парк», технопарка «Индиго» и др. Есть также интересанты и для проектов, реализация которых только предстоит. В первую очередь это касается строительства административно-делового центра в Коммунарке.
Если посчитать в квадратных метрах, сколько всего уже построено в ТиНАО с момента присоединения к Москве?
– За 2,5 года введено в эксплуатацию свыше 4 млн кв. метров недвижимости. При этом в 2013 году было введено 1,9 млн кв. метров, что составило 22% общего объема ввода недвижимости по всей Москве, а за 11 месяцев текущего ввод недвижимости составил 30% (2,16 млн кв. метров) от общего объема ввода недвижимости в столице. Построено 14 детских садов, 4 школы, 6 поликлиник, 1 медицинский корпус, сформированы 3 парковые зоны. Уже сегодня на присоединенных территориях существуют все необходимые условия для создания 70 тыс. новых рабочих мест.
Вместе с территориальными схемами «новой Москвы» утвержден и проект планировки АДЦ в Коммунарке…
– Да, мы одобрили проект планировки, который является крупнейшим на территории «новой Москвы». В ближайшее время намерены вынести его на публичные слушания. В перспективе в административно-деловом центре смогут работать около 200 тыс. человек. Это будет самая насыщенная рабочими местами точка роста «новой Москвы».
Вы возглавляли делегацию Москвы на выставке MIPIM в Гонконге, какие проекты там были представлены?
– Мы представили инфраструктурные возможности Москвы, привлекли внимание к крупным столичным градостроительным проектам. Азиатские рынки являются сегодня одними из наиболее перспективных в мире. Поэтому участие Москвы в этой крупнейшей в Азиатско-Тихоокеанском регионе выставке недвижимости было важным как в плане поиска инвесторов для реализации столичных проектов, так и в плане обмена опытом.
Мы презентовали инвестиционно привлекательные, на наш взгляд, инфраструктурные проекты. Это проект по развитию прибрежных территорий Москвы-реки, программа строительства транспортно-пересадочных узлов на станциях метро и Малого кольца Московской железной дороги, проект развития Московского метрополитена, а главное – мегапроект по строительству Третьего пересадочного контура метрополитена, крупнейшего за всю историю столичного метростроения. Рассказали и о нашей программе реновации промзон и проекте развития «новой Москвы».
Есть ли интерес со стороны азиатских инвесторов к этим проектам?
– Азиатский рынок сегодня играет одну из прогрессирующих ролей, и интерес к нашим инфраструктурным проектам со стороны азиатских бизнесменов высок. В первую очередь к проектам в области транспортной инфраструктуры (метро и ТПУ). Интерес проявляют Китай, Япония, Корея. Кстати, в Японии и Корее накоплен богатый опыт строительства транспортно-пересадочных узлов, который нам интересен. Поэтому мы уже привлекли специалистов из этих стран в качестве консультантов по строительству ТПУ.
Деловые круги Китая проявили, в частности, интерес к реновации части территории промзоны «ЗИЛ», к строительству гостиниц, парков развлечений. Мы также обсудили возможности для сотрудничества с финансовыми столицами Азии – Токио, Сингапуром и Гонконгом и перспективы урбанистического развития Москвы как международного финансового центра.
Александр Шибанов
Московская перспектива