Градостроительная комиссия города Москвы одобрила границы зон размещения четырех станций проектируемой «линии метро на Коммунарку». Она будет ответвляться от Третьего пересадочного контура, тоже пока что воображаемого.
По самым оптимистичным прогнозам, строительство завершится к 2020 году. Реконструкция Калужского шоссе, после которой по выделенной линии поедут автобусы, завершится уже в 2016 году. C какими транспортными проблемами сталкиваются сейчас жители Коммунарки и как они их решают, выяснила МОСЛЕНТА.
В шаговой доступности
Коммунарку начали активно застраивать после того, как в 2012 году этот поселок вошел в состав Москвы. Если по данным переписи 2010 года здесь проживало 5223 человека, то на сегодняшний день численность жителей Коммунарки по разным оценкам — от 20 до 30 тысяч человек.
Транспортное сообщение обеспечивают два автобусных маршрута — №895 от метро «Теплый Стан» до метро «Улица адмирала Ушакова» и №882 оттуда же до жилого комплекса «Эдальго». Обитатели Коммунарки добираются в Москву либо через Теплый Стан, либо через Южное Бутово
Московские власти говорят о том, что жилищное строительство должно сопровождаться вводом объектов социальной инфраструктуры и даже созданием дополнительных рабочих мест. По словам главы департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, в ближайшие два года число жителей «новой Москвы», работающих там же, должно приблизиться к 60 процентам.
Здесь есть офис «Газпрома», может быть, когда он откроется, кто-то из местных сможет устроиться туда на работу…
Среди жителей Коммунарки действительно есть те, кто переехал поближе к работе. Гуляя по поселку, корреспондент МОСЛЕНТЫ встретил двух женщин, которые снимают в Коммунарке квартиры и практически не выезжают за пределы микрорайона в рабочее время: одна работает в офисе «РусГидро», другая — в местной управляющей организации.
Непосредственно в поселке работает и молодая мама Елена. «В Коммунарке есть вся необходимая социальная инфраструктура. Не хватает разве что музыкальных школ, школ искусств, — рассказала она МОСЛЕНТЕ. — Ну, я сама открыла здесь детский клуб, и теперь у нас все есть».
И все-таки тем, кто нашел деньги для покупки жилья, найти работу рядом с домом довольно сложно. «Здесь есть офис «Газпрома», может быть, когда он откроется, кто-то из местных сможет устроиться туда на работу», — предположил молодой отец Владимир.
Сам он на работу ездит через Теплый Стан, а вот возить ребенка приходится уже в южнобутовский детский сад. Туда отправляют тех, кто встает в соответствующую очередь. «Его сделали филиалом местного садика, — поясняет жена Владимира Елена. — И даже когда двое детей, и один ребенок ходит в местный детский сад, родителей все равно отправляют в Бутово, мотивируя это тем, что садик один — просто здания разные».
Метро — это, конечно, классно, удобно, но ведь это значит, что будет еще больше людей, а нам уже жить негде…
Развезти детей по разным детским садам да еще успеть на работу, преодолев пробки на Калужском шоссе, — задача не из легких.
Временные трудности
Транспортные проблемы обострились из-за резкого увеличения населения поселка. «Метро — это, конечно, классно, удобно, — поделилась с МОСЛЕНТОЙ Ирина, буфетчица из местной школы. — Но ведь это значит, что будет еще больше людей, а нам уже жить негде: я живу, можно сказать, в оазисе — там, где еще сохранились маленькие домики, лесопарковая зона».
Чужаков не любят нигде. Поэтому между старыми и новыми жителями Коммунарки временами возникает недопонимание. По словам Ирины, новые обитатели микрорайона ментально чужды местным жителям: «Большая часть — иногородние, покупают квартиры, чтобы продемонстрировать понты. Это не нравится никому. Раньше мы ходили по поселку, здоровались друг с другом, справлялись о здоровье. А сейчас все ездят на своих машинах и даже не уступают дорогу пешеходам».
С Ириной солидарна компания пожилых людей на скамейке у подъезда панельной многоэтажки. Они утверждают, что в старые времена автобусы ходили каждые пять-десять минут.
— Сейчас я не могу доехать до дома даже в обед. В Теплом Стане можно запросто ждать автобус 40 минут, а то и час, — сообщила самая старшая из собеседниц
Автобус в Бутово
Многие предпочитают добираться в «старую» Москву через Южное Бутово — по новой рокадной дороге, которая была открыта 1 июля.
На одном из форумов появилось объявление, что будут пущены коммерческие маршруты. Мы обрадовались — будем доезжать до ближайшего метро за 15 минут. Оказалось, что это была временная акция в связи с Курбан-Байрамом…
Правда, их выбор во многом продиктован ситуацией, сложившейся в связи с реконструкцией Калужского шоссе. «До того как начался ремонт дороги, естественно, ездили через Теплый Стан. Но сейчас из-за того, что на повороте выезжают в один ряд, пробка там просто кошмарная», — рассказала МОСЛЕНТЕ молодая пара.
По словам местного жителя по имени Антон, в последнее время в Коммунарке сформировалась широкая коалиция за отдельный автобус в Южное Бутово. Соседские сообщества, советы многоквартирных домов в жилом комплексе «Эдальго», участники различных интернет-площадок «новой Москвы» — все они бьются над тем, чтобы автобус в Бутово курсировал исключительно по новой рокаде, минуя трудную дорогу до Теплого Стана по Калужскому шоссе.
В Новой Москве может появиться автономное метро
Глава Института Генплана — о перспективах столичной подземки
Инициативная группа даже написала письмо в Мосгортранс. По словам участников, в ведомстве сообщили, что «народ больше тяготеет к Теплому Стану», а потому эксклюзивный маршрут до Южного Бутова не планируется.
«В какой-то момент на одном из форумов появилось объявление, что будут пущены коммерческие маршруты. Мы обрадовались — будем доезжать до ближайшего метро за 15 минут. Оказалось, что это была временная акция в связи с Курбан-Байрамом», — рассказал МОСЛЕНТЕ активист.
Метро
Некоторые из жителей Коммунарки сомневаются, что через пять лет до поселка дотянут линию подземки.
Сейчас здесь живет порядка 20-30 тысяч человек, с таким пассажиропотоком неплохо справляются и автобусы.
Член совета депутатов поселения Сосенское от Коммунарки Кирилл Бармашев напоминает, что на последних публичных слушаниях по поводу развития метро, прошедших 3 и 4 сентября, предварительной датой открытия станции метро в Коммунарке называли 2025 год.
Впрочем, по словам Бармашева, особенно острой потребности именно в метро в Коммунарке не наблюдается. «Учитывая нынешнюю численность населения микрорайона, даже если брать небольшую перспективу, при наличии нормальной дороги — Калужского шоссе с выделенными полосами — жителей можно возить и автобусами», — сказал МОСЛЕНТЕ муниципальный депутат.
Когда метро придет в «новую Москву»
Названы даты открытия станций «Саларьево», «Румянцево» и «Котельники»
Он напомнил, что ветка метро строится преимущественно для удовлетворения потребностей административно-делового центра «Коммунарка», а не жилого района как такового. «Сейчас здесь живет порядка 20-30 тысяч человек, с таким пассажиропотоком неплохо справляются и автобусы», — сказал МОСЛЕНТЕ Бармашев.
После того как в декабре 2016 года будет завершено строительство двухуровневой развязки с поворотом на Коммунарку, по Калужскому шоссе можно будет пустить дополнительные маршруты общественного транспорта, а по выделенной полосе автобус от Коммунарки до Теплого Стана будет идти минут пять.
Иного мнения придерживается научный сотрудник Центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ Егор Мулеев. «Проблему транспортной доступности Коммунарки можно решить только рельсами», — сказал он в беседе с МОСЛЕНТОЙ. Впрочем, под «рельсами» Мулеев понимает не только метро, но и линии пригородных поездов или, к примеру, трамваев.
В беседе с МОСЛЕНТОЙ эксперт отметил, что схемы развития московского метро в последнее время меняются довольно часто и рассуждать об этом предметно затруднительно: «Когда мы говорим о Третьем пересадочном контуре, которого еще нет, к которому будет прикреплен еще какой-то аппендикс, которого тоже пока нет, довольно сложно судить о том, насколько верным является именно это решение».
По его словам, вопрос о транспортной доступности Коммунарки не сводится к проблеме транспорта как такового, а распадается на множество аспектов — градостроительных, экономических, социологических.
В той ситуации, когда нет ясности относительно дальнейшего сценария жилищного, офисного, промышленного строительства, рассуждения о востребованности линии метро напоминают гадание на кофейной гуще.
Реконструкция Калужского шоссе завершится в 2016 году
Старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Павел Зюзин также считает проект линии на Коммунарку «довольно эфемерным».
«Насколько мне известно, в настоящее время в планы развития Московского метрополитена он не входит, — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт. — Эти проекты постоянно анонсируются, но конкретных шагов, я думаю, до 2020 года не будет точно. Сейчас у Московского метрополитена совсем другие приоритеты».
Зюзин не отрицает, что с учетом растущих объемов жилищного строительства ветка в «новую Москву» могла бы существенно разгрузить Профсоюзную улицу и станцию метро «Теплый Стан». Вместе с тем, по его словам, строительство стоило бы начать не от Третьего пересадочного контура, а от Бутовской линии метро.
Эти проекты постоянно анонсируются, но конкретных шагов, я думаю, до 2020 года не будет точно. Сейчас у Московского метрополитена совсем другие приоритеты.
Зюзин предлагает превратить линию легкого метро в кольцо, так как на ней уже есть пересадки на Калужско-Рижскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии. «Это позволило бы создать на окраине Москвы удобные возможности проезда как по оранжевой, так и по серой линиям — в том числе в соседний район Бутово, который сейчас обладает более развитой инфраструктурой, чем Коммунарка», — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт.
Когда именно в Коммунарку придет метро? Когда по выделенным полосам обновленного Калужского шоссе двинутся колонны новеньких просторных автобусов? Дать четкий ответ на эти вопросы затруднительно. А пока жители Коммунарки пытаются решать проблему нехватки общественного транспорта своими силами. «Даже на форуме «новой Москвы» есть такая штука — «Вас подвезти»: соседи друг друга подвозят бесплатно до ближайшего метро», — рассказал МОСЛЕНТЕ житель Коммунарки.
Антон Котенев
МОСЛЕНТА