Территориальные схемы ТиНАО в ближайшее время будут вынесены на утверждение правительства Москвы. Москомархитектура доработала документ в соответствии с предложениями граждан. Всего обработано порядка 33 тысяч замечаний. В результате трассировка ряда дорог была изменена.
В начале весны столичные власти завершили разработку территориальных схем развития Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). Документ определяет перспективы развития новой Москвы до 2025 года с прогнозом на 2035 год и учитывает размещение новых дорог, жилых кварталов, рабочих мест, парковых зон, объектов инженерной инфраструктуры и т.д. После этого терсхемы обсудили с жителями. Прохождение некоторых инфраструктурных объектов вызвало бурное обсуждение, Москомархитектуру засыпали предложениями и жалобами. Всего их поступило около 33 тысяч.
«Все до единого обращения были рассмотрены. Трассировка дорог и размещение объектов на территории поселений стали предметом наибольшего интереса и обеспокоенности жителей. Мы внесли изменения, прислушавшись к их мнению. Многие трассы дорог изменены, отменено размещение некоторых объектов, которые вызывали обостренные споры», – рассказал заместитель председателя Москомархитектуры Александр Тимохов.
На прошлой неделе на специальном «круглом столе» проектировщики повторно встретились с жителями ТиНАО, чтобы показать изменения, которые были внесены в документ. По словам руководителя департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, в ходе работы с обращениями москвичей выяснилось, что многие из них не так поняли проектировщиков и отметки на картах, представленных на публичных слушаниях. Они высказали опасения по поводу того, что изображенные на схемах дороги задевают существующую застройку – жилье и дачные поселки, предполагают снос домов или проходят слишком близко от них.
По словам и.о. директора Института Генплана Москвы Михаила Крестмейна, жители принимали за дорогу коридоры, которые заложены в территориальные схемы в качестве зон, в границах которых запрещено любое строительство. Сами же дороги могут быть построены через 10–15 и более лет, когда в них будет необходимость. Коридоры учитывают помимо проезжей части также размещение необходимых коммуникаций, тротуаров и благоустройство территории.
«Городские власти не собираются строить дороги шириной, аналогичной взлетно-посадочной полосе аэропорта «Внуково», – пояснил префект ТиНАО Дмитрий Набокин. Таким образом, расстояние до ближайших жилых домов будет не 5–10 метров, как поняли жители, а не менее 50, как того требуют нормативы, а на деле и вовсе достигать 200 метров.
«Мы также разъяснили, что территориальные схемы не являются основанием для сноса строений и изъятия земель, а лишь обозначают зоны возможного прохождения не только дорог, но и связанной с дорогами инфраструктуры», – подчеркнул Александр Тимохов. Он добавил, что только проект планировки может стать основанием для сноса или изъятия участков.
По словам Михаила Крестмейна, жители также путают понятия «дорога» и «улица». Терсхемы новой Москвы не предполагают строительства дорог (6–8 полос) рядом с жилыми домами – на этих территориях могут появляться только городские улицы (не более 4 полос), которые нужны для обслуживания жилой застройки. По его словам, жители протестовали против прокладки 8-полосных трасс, хотя документ вообще не определяет полосность. «Дорога – это транспортная связь вне населенного пункта, а мы сегодня прежде всего работаем над территорией города, поэтому все, что здесь появляется, – это улицы. Дороги будут строиться на территории, которая не связана с обслуживанием домов», – пояснил Александр Тимохов.
По словам Дмитрия Набокина, большое количество обращений жителей было против строительства мусоросжигательного завода в поселении Михайлово-Ярцевское. Как предположила начальник управления развития новых территорий Москомархитектуры Марина Егорова, кто-то сделал вброс информации, поэтому обеспокоенные жители буквально закидали ведомство своими протестами. «Мусоросжигательного завода не было в территориальной схеме вообще», – заявила она.
Как рассказал Дмитрий Набокин, такие планы действительно были раньше, когда территория входила в состав Московской области. «В 90-х годах прошлого века ходили разговоры о том, что построят мусоросжигательный завод, это отложилось в памяти людей. А когда мы стали обсуждать терсхемы, получили множество обращений по этому вопросу», – отметил он. При этом от строительства завода отказались еще власти Подмосковья.
В результате замечаний жителей трассировку ряда трасс изменили. Так, дорогу Внуково – Остафьево – Щербинка максимально удалили от существующей жилой застройки. Как пояснил руководитель научно-проектного объединения транспорта и дорог Института Генплана Москвы Игорь Бахирев, изменения были внесены на участках рядом с поселениями Воскресенское и Московский. «По сути, это первая после МКАД магистраль, которая имеет общегородское значение. Это 6-полосная дорога, которая также предполагает наличие боковых проездов для обслуживания территории», – рассказал он.
В частности, на участке рядом с поселением Московский в первоначальном варианте предполагалось, что трасса удалена от жилых домов на 50 метров. По итогам публичных слушаний коридоры отвели от жилой застройки на 200 метров, что в 8 раз превышает нормативные требования. Новая трассировка также исключает вырубку леса. Новая магистраль пока не включена в Адресную инвестиционную программу Москвы, она будет строиться, если власти получат запрос жителей.
По словам Игоря Бахирева, изменена трассировка целого ряда других дорог, в том числе исключена вырубка леса также на участке Милорадово – Воскресенское.
Всего в новой Москве планируется построить около 700 км дорог. «Они пройдут по свободным территориям без сноса жилых домов, а только на свободных земельных участках. Застройка здесь не такая сильная, 98% дорог проходит по свободной территории», – отметил Владимир Жидкин.
Среди ближайших планов – строительство 5 эстакад на месте железнодорожных переездов через Киевское направление МЖД. Они появятся в Кокошкине, Внукове, Крекшине, в дачном поселке Переделкино, а также в рамках возведения Центральной кольцевой автомобильной дороги.
Территориальные схемы новой Москвы прошли все стадии: рассмотрение на ГЗК, публичные слушания. Документ в ближайшее время вынесут на утверждение правительства Москвы.
Александр Шибанов
Московская перспектива