«Новая Москва» станет системой связанных друг с другом моногородов

Владимир Жидкин - «Новая Москва» станет системой связанных друг с другом моногородов«Новая Москва» никогда не будет похожа на «старую» — она будет развиваться в формате связанных между собой моногородов. Об этом, а также о том, нужен ли «новой Москве» поезд Hyperloop, где планируется разместить новую железнодорожную станцию и мечеть в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Елизавете Паршуковой рассказал глава столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Елизавета Паршукова: Владимир Федорович, в июне на Петербургском международном экономическом форуме правительство Москвы, группа «Сумма» и Hyperloop Technologies Inc подписали меморандум о намерениях сотрудничать для создания концепции применения технологии Hyperloop. В частности, рассматривается возможность ее создания в «новой Москве». На ваш взгляд, как может быть использована технология суперскоростного поезда Hyperloop на территории ТиНАО?

Владимир Жидкин: Пока о практическом применении этой технологии на территории «новой Москвы» говорить сложно даже теоретически. Я допускаю, что применение этой технологии возможно, но технология Hyperloop предполагает, что поезд развивает скорость около 1,1 тыс. км/ч, а на территории города сейчас нет расстояний, которые необходимо преодолевать с такой высокой скоростью. Поэтому пока я лично настоятельной потребности в таком виде транспорта не вижу, так как у нас рассчитана и уже начата реализация программы развития общественного транспорта до 2035 года.

Пока схемы территориального планирования предусматривают сбалансированное развитие общественного транспорта в «новой Москве»: это введение более интенсивного движения электричек по Курской и Киевской железным дорогам, продление Сокольнической ветки метро, строительство Солнцевской ветки. Появятся трамвайные линии – будет построено около 130 километров путей, будет реконструировано Калужское шоссе, созданы транспортно-пересадочные узлы  и построено более 130 километров новых дорог к 2019 году. Существующие дороги тоже реконструируются, расширяются. Остановки на дорогах мы размещаем близко, например, на пятикилометровой дороге от Коммунарки до Бутово размещено восемь остановок. По нашей оценке, это в достаточной мере обеспечивает возможность быстрого перемещения и внутри «новой Москвы», и из «новой Москвы» в «старую».

Е.П.: Вы говорили, что появится еще одна станция на Курском направлении железной дороги за Щербинкой и еще одна на Киевском направлении. Уже выбрано точное место?

В.Ж.: Новая станция планируется в деревни Санино, между станциями «Кокошкино» и «Крекшино». Планируется, что новую станцию откроет РЖД, а вокруг инвестор создаст ТПУ с пересадками с одного вида транспорта на другой, торговыми площадями и жильем. Там есть свободная территория для этого.

Е.П.: Будете ли вы изымать территории под строительство метро, дорог и трамвая? Свободны ли они от коммуникаций и построек?

В.Ж.: В момент передачи территории Москве коридоров под развитие дорог здесь не было, и сейчас для строительства дорог, трамвайных путей и ТПУ, естественно, необходимы земельные участки, мы под все строительство будем изымать земли. В основном это земли различных компаний, они не застроены. В 99% случаев мы проходим по свободным земельным участкам, не сносим при этом ни жилых домов, ни садоводческое некоммерческое товарищество. В отдельных случаях могут быть выкуплены несколько домиков в СНТ, но это происходит очень редко, и компенсируется по рыночной цене. Объем необходимых средств для выкупа сейчас назвать невозможно, потому что в каждом проекте идет отдельный расчет стоимости затрат на выплату компенсаций. Например, при строительстве дороги МамыриСаларьево на компенсации потребовалось около 50 млн рублей, а на компенсации при строительстве дороги такой же протяженности от Коммунарки до Южного Бутово – 500 млн рублей.

При этом многие инвесторы, например, компания «БИН» – правопреемник проекта А101, передала городу участок под Калужское шоссе безвозмездно; RDI также безвозмездно предоставляет нам участки. Поэтому, по нашей оценке, объем компенсаций будет не таким высоким. Дело в том, что при изъятии участка выигрывает не только город, но и инвестор. Когда по земельному участку инвестора проходит дорога или трамвай, то стоимость остальной территории сильно возрастает, так как она обеспечивается общественным транспортом, и он может строить жилые комплексы и создавать рабочие места более высокой стоимости.

Е.П.: Как изменилась цена на жилье в «новой Москве» за четыре года? Ожидаете ли вы дальнейшего роста?

В.Ж.: Рост цен на жилье сразу после присоединения территорий к Москве в 2012 году составил 15%, потом эта тенденция замедлилась, особенно с учетом кризиса. Сейчас цена колеблется от 70 до 100 тысяч рублей за квадратный метр, средняя 80-90 тысяч рублей. В Москве 150-170  тысяч рублей за квадратный метр средняя цена, в области – от 40 до 120 тысяч рублей. Тенденций к снижению цен я не вижу.

Е.П.: Кто покупает жилье в «новой Москве» — каков процент москвичей и приезжих из других регионов? Хотите ли вы изменить это соотношение? Если да, то как?

В.Ж.: Я думаю, примерно 50% покупают москвичи, еще 50% – жители других регионов. Мы готовим сейчас такой мониторинг, чтобы с инвесторами поговорить, попытаться определить соотношение. Самое главное, что 85% покупают жилье для жизни, а не для последующей перепродажи. Большую часть жилья покупает молодежь, которая видит перспективу территории, как активно строятся дороги, метро, социальные объекты, парки, рабочие места.

Е.П.: Как вам кажется, станет ли «новая Москва» похожей на «старую» по плотности населения, инфраструктуре? Какой будет «новая Москва» через 20-30 лет?

В.Ж.: Плотность населения у нас невысокая: на площади, которая в полтора раза превышает «старую» Москву, к 2035 году будет жить примерно 1,5 млн жителей. «Новая Москва» сохранит свой экологический каркас, реки, леса. Это не Москва в традиционном понимании –другой это город. Ближайшая к МКАД территория где-то будет похожа на Москву, и то не сильно, а средняя и дальняя части все равно будут отличаться – территория большая, лесные массивы большие. У «новой Москвы» будет своя особенность – она будет состоять из моногородов. Посмотрите на карту – в каждом «пустом месте» на карте «новой Москвы», которые мы видим сейчас, должен появиться моногород, где будет жилье, рабочие места, вся «социалка», объекты культуры. Здесь люди смогут жить, работать и отдыхать. При этом моногорода должны быть связаны хорошим транспортным сообщением с соседними моногородами и «старой» Москвой – фактически, это воплощение схемы полицентрического развития.

Е.П.: Но даже сейчас многие жители спальных районов часто ездят в центр, чтобы проводить время там — ходить на концерты, фестивали и галереи. Как будете привлекать жителей к отдыху в «новой Москве»? Какие объекты культуры строить?

В.Ж.: Кинозалы будут в каждом поселении, крупные торговые центры тоже будут, театров пока, к сожалению, не планируется. Спортивные площадки и парки будут, так же как и вся сфера обслуживания. Конечно, чтобы погулять по историческим местам, сходить в театр и галерею, жителям многородов придется ездить в Москву, но все остальное будет. Пока говорить о том, что к нам планирует переехать филиал театра или галереи, рано, мы сначала должны создать необходимую инфраструктуру. Сейчас к нам собирается переехать часть библиотеки им. В.Ленина, для которой будет открыт центр на 290 тысяч квадратных метров на территории АДЦ «Коммунарка». Туда переедет большая часть хранилища и откроется крупный читальный зал.

Е.П.: А что со спортом? Не планируете ли построить стадион для проведения матчей, концертов? И будете ли как-то участвовать в ЧМ-2018?

В.Ж.: Сейчас почти в каждом крупном проекте жилищного строительства запланированы многофункциональные спортивные комплексы, так как благодаря этому растет их капитализация. Также мы планируем построить крупный спортивный центр между Калужским и Киевским шоссе в районе поселения Сосенское. Для этого там предусмотрен большой земельный участок площадью почти 50 га, где могут быть размещены стадион и другие спортивные объекты – залы, дорожки и так далее. Пока еще нет конкретных проектов в составе этой крупной спортивной территории, но земля зарезервирована и этот участок предусмотрен в генеральном плане под размещение этих объектов. Пока не определено, будет ли комплекс построен за счет бюджета или инвестора. В Чемпионате мира по футболу 2018 года «новая Москва» будет участвовать как территория по размещению туристов и болельщиков. У нас много санаториев, и при формировании заявки на проведение чемпионата мира они вошли в перечень гостиничного резерва под размещение болельщиков. Количество туристов определит департамент спорта и туризма.

Е.П.: Обеспечены ли новые микрорайоны магазинами шаговой доступности? Часто для жителей это становится проблемой, и они вынуждены ездить за хлебом в «Ашан», а малый бизнес отказывается арендовать помещения из-за высокой стоимости аренды.

В.Ж.: У нас все без исключения первые этажи новых жилых комплексов заняты магазинами, небольшими офисами, предприятиями обслуживания. Я не знаю ни одного проекта в «новой Москве», где бы первые этажи пустовали: везде и парикмахерские открыты, и ветклиники, и магазины. Сейчас сложнее заполнить офисный или торговый центр, чем первые этажи, где всегда есть потребитель. Кроме того, первые этажи – это не просто создание рабочих мест, но и формирование общественного пространства, где жители новостроек могут знакомится и общаться, что-то совместное делать. Поэтому для нас один из главных принципов формирования жилой застройки – чтобы все первые этажи были отданы под торговлю, обслуживание, рабочие места.

Е.П.: В Подмосковье была проблема с соблюдением границ кладбищ — часто новые захоронения создавались за пределами отведенной зоны, захватывая земли лесного фонда. Есть ли такая проблема в «новой Москве»? Будут ли создаваться или расширятся кладбища?

В.Ж.: Предусмотрено и расширение старых, и создание новых кладбищ. В частности, принято решение по расширению Николо-Хованского кладбища, по другим тоже. Территория нам позволяет безболезненно предусматривать такие участки.

Е.П.: В некоторых городах Подмосковья ограничили этажность жилой застройки. Не планируется ли в «новой Москве» пойти по этому пути?

В.Ж.: Схемы территориального планирования, принятые правительством Москвы в декабре 2015 года по Троицкому и Новомосковскому округам, предусматривают функциональные зоны, где строительство объектов разрешено с «вилкой» этажности, это можно назвать ограничением. Так, в дальней «новой Москве» можно строить дома от трех до пяти этажей, после 15 километров от МКАД – от шести до семи этажей. В 5-7 км от МКАД можно строить высотные дома, однако 17-этажные жилые дома разрешено строить там, где высокая концентрация и плотность населения. Эти схемы лягут в основу генплана ТиНАО, поэтому введенные правила этажности сохранятся.

Е.П.: Выбрано ли место под размещение мечети на территории «новой Москвы»?

В.Ж.: На территории АДЦ «Коммунарка» выделен крупный земельный участок для размещения объектов четырех конфессий: православной церкви, мусульманской мечети, буддистской ступы и иудейской синагоги. Объекты будут расположены в линию, на приличном расстоянии друг от друга. Не знаем, захотят ли они там строить или нет, но место предусмотрено. Время от времени в СМИ появляются заявления, что хотят строить, но официальных обращений пока не поступало. Когда будет утвержден генеральный план, утвержден проект планировки, ждем конкретных переговоров, проектов; мы готовы эти проекты согласовать.

Е.П.: В «старой» Москве в качестве еще одного вида транспорта развивается велотранспорт. Планируется ли в «новой Москве» создавать велодорожки, пункты проката?

В.Ж.: Велотранспорт у нас развивается активно: мы строим дороги сразу с велодорожками. Например, по такому принципу построена дорога протяженностью 5 километров от поселка Коммунарка до района Бутово, с такими же условиями строится дорога длиной 14 км от Троицка до поселка Кокошкино.. Все дороги, которые мы будем строить на территории «новой Москвы», в обязательном порядке будут оснащены тротуарами и велодорожками.

Агентство городских новостей «Москва»

Запись опубликована в рубрике Интервью с представителями власти с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Другие материалы по теме:

В начале 2015 года планируется открыть две первые станции метро в «новой Москве»
Владимир Жидкин рассказал о перспективах развития «новой Москвы»
Первые восемь пунктов приема документов заработали в поселениях ТиНАО
Владимир Жидкин - Леса и водоемы «новой Москвы» будут сохранены

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*