В начале «круглого стола» под названием: «Новая Москва». Первый год развития: проблемы и перспективы» глава комиссии по законодательству Александр Семенников доложил, что присоединение «обошлось» Москве в 24 новых закона.
Не забыли буквально ни о чем: ни о социальных льготах, ни об образовательных стандартах, ни о территориальном делении, ни о налогах. В итоге с юридической точки зрения «новая Москва» стала полноправной частью столицы. Однако законодательные проблемы все же остались, и главная из них связана с градостроительной деятельностью. Властям еще предстоит разработать и утвердить единый Генеральный план развития объединенной Москвы, пока же приходится формировать территориальные схемы.
Как рассказал собравшимся и.о. руководителя департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин, в результате ревизии всей градостроительной документации, что скопилась в «новой Москве», обнаружилось, что генпланы были утверждены лишь в 5 из 21 поселения и охватывали в общей сложности 10 млн кв. метров территорий. Кроме того, более чем на 16 млн кв. метров на момент объединения были выданы разрешения на строительство. При этом зачастую проекты развития территорий совершенно не отвечали столичным нормам обеспечения социальными объектами (школами, детсадами, поликлиниками). «И если в градостроительную документацию и проекты планировки территорий можно внести коррективы, то с утвержденными ранее генпланами есть определенные сложности», – отметил господин Жидкин.
Что касается проектов планировки территорий, то в большинстве случаев местные власти пошли на уступки и внесли в них необходимые поправки, предполагающие увеличение количества школ, детсадов и поликлиник в новых микрорайонах. «Более того, мы предложили внести в эти проекты и рабочие места шаговой доступности, что снизит нагрузку на транспорт», – отметил Владимир Жидкин.
Господин Жидкин напомнил, что в прошлом году в столице прошел конкурс на лучший проект развития присоединенных территорий. Так вот, о его итогах никто не забыл. Более того, основные принципы развития «новой Москвы», предложенные талантливыми коллективами, будут учтены при разработке территориальных схем. Прежде всего это создание комфортной среды обитания для жителей присоединенных территорий, что предполагает малоэтажную застройку (не выше 9?этажей), а также появление целых кварталов коттеджной застройки и?таунхаусов. При этом половину новых жилых районов должны занимать социальная инфраструктура и места приложения труда. Кстати, на территории «новой Москвы» уже введено в эксплуатацию 1 млн 700 тыс. кв. метров недвижимости, в том числе 1?млн кв. метров жилья. Эксплуатация остальных 700 тыс. кв. метров нежилой площади позволит организовать порядка 30 тыс. рабочих мест. Иными словами, с учетом этого мест приложения труда в «новой Москве» станет на треть больше.
Еще один немаловажный принцип развития территории – это сохранение зеленой зоны. «Из 148 тыс. гектаров присоединенных земель 68 тыс. занимают леса. Нужно их не только сохранить, вычистить, планируется создать на этой территории 45 парков. Площадь некоторых из них достигнет 10 гектаров», – сказал Владимир Жидкин.
Не забудут и о развитии транспорта. Планируется появление современного транспортного каркаса, включающего метро, железную дорогу, автомобильный, общественный, рельсовый транспорт. Кроме того, на присоединенных территориях появятся перехватывающие парковки. «Общественный транспорт будет максимально комфортным, – рассказывает заместитель начальника Управления формирования Генерального плана, правил землепользования и застройки города Москвы Марина Егорова. – Мы поставим новые остановки, запустим выделенные полосы. Основная задача при новом проектировании заключается в создании единой территориальной схемы развития «новой Москвы». Ведь теперь в столице появились городские поселения и даже садовые товарищества. Поэтому в территориальную схему, Генеральный план нужно заложить новые нормативы. Нужно будет, например, соблюсти нормы пешеходной доступности для школ, дошкольных учреждений. Наша задача – донести до инвесторов, что новые объекты должны формироваться с учетом столичной специфики».
По окончании выступлений чиновников депутаты задали немало вопросов. Например, депутат Вячеслав Сивко поднял топонимическую проблему: многие названия в старой и «новой Москве» могут дублироваться, а значит, будет отсутствовать принцип единообразия, необходимый объединенному городу. По его словам, недоумение вызывают и названия, которые даются новым улицам, поселкам и другим объектам. Так, появились улицы королевы Елизаветы, Черчилля и другие. В качестве предложения депутат высказал пожелание создать специальную комиссию или рабочую группу, которая возьмет под контроль городскую топонимику «новой Москвы».
А вот парламентарий Анатолий Петров поинтересовался, что получила в финансовом плане старая Москва от этого присоединения и какую сумму вложила в данный проект. По данным Контрольно-счетной палаты Москвы, во II полугодии 2012 года общий объем расходов оценивается в 21 млрд рублей; в то же время налогоплательщики присоединенных территорий пополнили столичную казну на 12 млрд рублей. Однако, учитывая размеры новой территории, крупной выгоды власти ждут в будущем.
Прямая речь
Владимир Платонов, председатель Мосгордумы:
– В связи с изменением столичных границ была проведена кропотливая и тяжелейшая работа, порой не всегда заметная. По результатам обсуждения на нашем «круглом столе» мы подготовим информационную справку и разместим ее на сайте МГД. В?документе будут содержаться сведения о том, что уже удалось сделать по данному вопросу и что еще предстоит реализовать в ближайшие годы. Если коротко резюмировать результаты присоединения, то я бы сказал: раньше люди приезжали в Москву, а теперь столица приехала к ним. Выиграет ли экономика старой Москвы от реализации данного проекта? Прибыли, конечно, ждать пока преждевременно. В «новую Москву» нужно сначала вложить деньги, создать достойные условия, освоить, и только тогда пойдет отдача. Безусловно, хочется вложить 10 копеек и получить с них миллион, но так не бывает.